Источник:
Изображение:
Самебв, Тбилиси
- После того, как грузинское руководство смирилось с фактической аннексией Джавахети, она потеряла уважение своих граждан. Мудрено ли, что после этого Армения посягает и на святыни Грузии.
Примерно так прокомментировал источник, сообщивший собкору haqqin.az об очередной провокации соседней страны, на сей раз объявившей огромное число уникальных христианских памятников Грузии армянскими. Эту сенсационную информацию подтвердил известный грузинский арменолог, профессор Бондо Арвеладзе. Оказывается, предводитель армянской епархии в Грузии епископ Мирзаханян обратился к правительству Грузии с воззванием, потребовав передачи в ее ведение ни мало, ни много - около 450 церквей.
Возмущенный профессор поведал нашему корреспонденту, что эти лишенные какого-либо научного обоснования претензии не новы. Армянские фальсификаторы занимаются этим малопочтенным делом не первое десятилетие, постепенно подводя под них некую историческую базу. Последняя такая попытка - издание в Ереване карты-справочника «Армянские церкви Грузии».
- Я ответил автору этого справочника Самвелу Петросяну на трех языках: грузинском, русском и азербайджанском, - пояснил профессор Б. Арвеладзе, что 80% церквей занесенных им на эту карту - исконно грузинские памятники. Например, авторы издания утверждают, что одна из присваиваемых ими церквей якобы была построена в Зугдиди в 70-80-х годах XYIII века. Однако мной документально установлено, что в тот период в Зугдиди проживало не более трех армян и никаким строительством они не занимались.
Если б речь шла об обычных научных спорах ученых двух стран, имеющих много общего в своей истории, на этом можно было бы поставить точку. Однако дело, как выяснилось, куда серьезней. В Министерстве культуры и охраны памятников Грузии не на шутку встревожены, ибо глава правительства переадресовал заявление епископа в Агентство по делам религии Грузии.
Заза Вашакмадзе, руководитель Агентства, не знает, что и делать: армяне требуют передать им 442 церкви. И это еще не все! Только что поступило письмо от ординариев армянских католиков, которые в свою очередь требуют передать им несколько десятков грузинских церквей.
Пока З.Вашакмадзе со своими коллегами занят формированием специальной комиссии, которая займется изучением непростого вопроса, информация об очередных претензиях соседей стала достоянием общественности, у которой и без того хватает претензий к властям - своим и Армении.
«Сколько требуют? 450 церквей? Почему не все, что возведено на землях Грузии с древнейших времен до наших дней?! – взорвался профессор Сухумского госуниверситета Гурам Мархулия. - Ведь подобного рода чепуха сразу же получила в Эчмиадзине идеологическое и религиозное обоснование как прямое следствие «заботы Божественного Провидения о повсеместном распространении «армянской истины»!
Г. Мархулия напомнил также о том, что начиная с XVIII века армянские священнослужители, а вместе с ними и вандалы – «археологи» в массовом порядке разрушали древние следы коренных жителей - грузин на территории современной Армении, на стенах храмов и на надгробных камнях «рисовали» «старинные» армянские орнаменты.
"Зариться на чужое – «святое армянское дело». Армянская узурпация и прихватизация охватывает не только территории и исторические памятники, но и вино, хачапури, лаваш, дудук и прочее. Дело в феноменальной тяге армян ко всему чужому. Тут полагаю, что традиционная медицина бессильна. Гены!" – возмущается профессор Мархулия.
Беспочвенность армянских притязаний на грузинские святыни опровергаются тем документальным обстоятельством, утверждают грузинские ученые, что в Грузии до 1801 года, т.е. до упразднения грузинской государственности, армянам строить свои церкви было категорически запрещено! По той простой причине, что армнские церкви считались в православии еретическими! До второй половины XIX столетия армяне только-только адаптировались на Южном Кавказе. Так что ничего выдающегося приметного построить в те далекие времена они не могли. Уже позже в конце XIX они изобрели свой легкий способ «арменизации» грузинских исторических памятников древности.
Переселенные в Восточную Грузию персидским шахом Ага Магомед Ханом, они получили возможность прибрать к рукам все разрушенные церкви и монастыри. В подтверждение этой своей версии ученые приводят свежий факт: грузинскими археологами недавно в Тбилиси у основания церкви «Норашен» найдены каменные плиты с грузинскими надписями, относящимися к XVI в.
Камни, как показывают раскопки, не лгут. Более того, камни вопиют об армянской экспансии против грузинских святынь! - этими словами закончил свой комментарий Г.Мархулия в связи со скандальным обращением армянского епископа.
Министерство юстиции Грузии / Официальный сайт
Министерство образования Грузии / Официальный сайт
Министерство иностранных дел Грузии / Официальный сайт
Министерство внутренних дел Грузии / Официальный сайт
Президент Грузии / Официальный сайт
Заказ Справки о трудовом стаже в Грузии / Скоро!